«Учение об оправдании: 500 лет спустя»

Screenshot_2

Семинар «Учение об оправдании: 500 лет спустя», организованный Институтом св. Фомы совместно с общиной Евангелическо-Лютеранской Церкви Европейской России (ЕЛЦ ЕР), прошел 21 — 23 ноября в Москве.

Трехдневный семинар представлял собой выступления двух докладчиков, изложивших католическое и лютеранское учения об оправдании, и последующую дискуссию. Католическую сторону представлял преподаватель католической высшей духовной семинарии «Мария — Царица Апостолов» (Санкт-Петербург) о. Хосе Вегас, а лютеранскую — Антон Тихомиров, ректор Теологической семинарии Евангелическо-Лютеранской Церкви, также из Санкт-Петербурга. Дискуссию, прошедшую 23 ноября, модерировал священник Виктор Жук. В ходе дискуссии участники встречи обратились к совместной лютерано-католической декларации по доктрине об оправдании — документу, подписанному в 1999 году в Аугсбурге между Ватиканом и Всемирной лютеранской федерацией.
Комментируя в интервью «Благовест-инфо» прошедший семинар, Антон Тихомиров отметил, что учение об оправдании для Лютеранской Церкви является центральным, но лично для него самое важное — вопрос об участии человека в оправдании. Участвует ли человек каким-нибудь образом в своем спасении или не участвует? «Лютер придерживался второй точки зрения: человек никак в своем спасении не участвует, потому что если бы он участвовал, то не был бы спасен», — сказал Антон Тихомиров, отметив, что для Католической Церкви необходимо сотрудничество человека, вовлеченность личности во спасение. Для Лютеранской Церкви человек вовлечен во спасение, «но в качестве пассивной стороны». Что касается Декларации 1999 года, к которой обращались участники семинара, то у Антона Тихомирова несколько «скептическое отношение к этому документу». Расхождения, по его мнению, остаются, и расхождения важные, а этот документ «несколько искусственно примиряет, искусственно сближает позиции». Тем не менее, он важен, и показывает, насколько возможно говорить об этой теме совместно. Кроме того, и сами лютеранские богословы в чем-то друг с другом не соглашаются. По мнению А. Тихомирова, в этой дискуссии «не хватило остроты» и, может быть, «где-то не хватило времени».
Screenshot_1Католический священник Хосе Вегас высказал удовлетворение прошедшим семинаром, и хотя юбилей Реформации он не считает «поводом для празднования», но «вспоминать нужно, потому что это решающий момент истории христианства». С другой стороны, сам факт проведения такой встречи свидетельствует о том, что сейчас атмосфера стала более дружеской. Что касается учения об оправдании, то в рамках этой темы есть открытые вопросы, где нет согласия, например: до какой степени грех проникает в человека до полного развращения, и до какой степени у человека отсутствует воля? «Сегодняшний день показал, что можно еще об этом думать и найти общие позиции, но пока их нет», — сказал священник. Также сильны разногласия в отношении понимания Церкви и таинств. Есть еще очень широкие области, в которых нужно сильно работать. «Многие разногласия связаны с пониманием Библии, но исследования Библии продолжаются, углубляются, и есть надежда, что найдем пути движения», — считает о. Хосе.
По словам ректора Института св. Фомы о. Томаса Гарсиа, идея проведения семинара родилась, во-первых, в связи с юбилеем Реформации, а во-вторых, из самого контекста отношений между институтом и лютеранской общиной. «Лютеране учатся у нас давно, существуют разные совместные инициативы, проводятся мероприятия, и нынешнее — одно из них. Его можно рассматривать в русле католическо-лютеранского диалога. И это хороший пример межконфессионального диалога», — подчеркнул он. По его мнению, это особенно важно здесь, в России.
Елена Бондаренко, администратор по внешним связям Евангелическо-Лютеранской Церкви европейской России, пропст Центрального пропства ЕЛЦ ЕР, также отметила в интервью «Благовест-инфо», что общину кафедрального лютеранского собора Петра и Павла и Институт св. Фомы объединяют давние дружеские связи. В 2013 году руководство общины и института обсудили возможность сотрудничества, и с тех пор прихожане лютеранского собора посещают семинары и курсы в институте, а преподаватели института и ректор участвуют в мероприятиях и конференциях общины: «У нас только одна семинария — в Петербурге, и не все москвичи имеют возможность ездить туда. Они посещали программы здесь, оставаясь при этом служителями Лютеранской Церкви». По словам Е. Бондаренко, предполагается продолжить обсуждение «жгучих вопросов» — например, провести встречу, на которой сравнить личности Мартина Лютера и Игнатия Лойолы. «Игнатий Лойола проходил тот же путь в Католической Церкви, что и Мартин Лютер, но выбрал совсем другую дорогу», — отметила она. Также интересны вопросы, касающиеся таинств и церковной практики, которые очень сильно разделяет Церкви. «Для нас очень важно и полезно знакомство с Церковью, из которой мы вышли, тем более что есть много нововведений, который требуют обсуждения», — сказала пропст.
В числе мероприятий, которые планируется провести лютеранской общиной в рамках уходящего юбилейного года — конференция женщин-теологов, которая состоится 30 ноября — 3 декабря в кафедральном соборе Петра и Павла в Старосадском переулке.

Елена Бажина,
http://www. portal-credo. ru

<<На главную<<